Тренировочные упражнения
для учащихся начальной школы
по выполнению проектных и исследовательских работ
1. По выбору темы.
а) Дидактическая игра «Звёздочка». Ребята выбирают слово и пишут его в центре листа. Далее от данного слова в разные направления нужно поставить стрелки и написать слова, предложения, которые ассоциируются с данным словом, например: игра, гриб, вода и др. Во время подбора ассоциативных идей оформляется запись в форме «звёздочки». Все предложения – это уже возможные темы исследования и проектов.
2. По анализированию собранной информации и обобщению информации.
а) Предлагается “Памятка для анализа собранной информации”. Работать по памяткам начинаем уже с 1-ого класса. Например, при исследовании материала о какой-либо личности, персонаже:
1. Составь «портрет» личности.
2. Отметь интересные моменты биографии.
3. Выдели основные достижения деятельности.
4. Опиши отношение к нему современников и отношение к нему в наши дни.
б) Выполнить анализ материала по источникам информации, сопоставить его, отобрать для работы значимые моменты:
- из книг;
- из собственных размышлений;
- из телепередач;
- после экскурсии;
- после проведенного эксперимента;
- из интервью;
- из сети Интернет и т.д.
Главное, не бояться и смело высказывать свои предположения, идеи, определения, делать выводы.
3. По выработке умений выделять главное, защищать проект.
а) Дидактическая игра «Карусель». Ребята садятся в два ряда, напротив друг друга или в два круга. Называется слово, и предлагается ребятам высказать положительные и отрицательные стороны этой мысли. Сначала один ряд или круг высказывает положительные стороны, другой старается найти “минусы”. Потом они меняются ролями. Например: слово – свеча.
Дети называют:
положительные характеристики |
отрицательные характеристики |
дает свет |
открытый огонь опасен |
парафин можно использовать еще раз |
быстро сгорает |
можно использовать там, куда трудно провести электричество |
мало света, яркости |
... |
... |
б) Дидактическая игра “Почемучка”. Ребёнок выбирает тему (или ему предлагает учитель, родители), по которой ему необходимо задать как можно больше вопросов “Почему?”. Если это игра-соревнование, то играющие записывают свои вопросы на листе бумаги. Побеждает тот, кто задает большее количество вопросов. Можно учитывать оригинальность вопросов. Это учит учащихся предугадывать вопросы слушателей на защите собственных исследовательских работ-проектов, не бояться вопросов и уметь заранее подготовиться к ним.
в) Дидактическая игра “Рейтинг новостей”. Предлагается рассказать о новостях школы, города, страны или мира во время определенного занятия, урока или перед уроками после утренней гимнастики в течении 3-5 минут. Это учит отбирать интересное, главное из новостей, а также приобретению навыка публичного выступления.