Учебный проект
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Если ребёнок участвует в создании проекта, какова роль родителей?»
Данная памятка разработана специально в помощь родителям, чьи дети включаются в проектную деятельность в школе. Эта памятка отвечает на следующие вопросы:
- Что такое метод проектов?
- Каковы этапы выполнения учебного проекта?
- Какова возможная роль родителя на каждом этапе выполнения проекта?
Участие в проектной деятельности – сложный труд. Проект подразумевает самостоятельную деятельность ученика, однако задача родителя – знать суть этой проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребёнку, если он обратится к вам за помощью. Помните: вы играете роль источника информации наравне с такими, как книги, фильмы, Интернет и др. Право свободного выбора источника информации предоставляется ребёнку.
1.ЧТО ТАКОЕ МЕТОД ПРОЕКТОВ?
(немножко теории)
Метод проектов – совокупность исследовательских и проблемных методов, поисковых по самой своей сути. В разное время разработкой данной технологии обучения занимались многие учёные и методисты из разных стран.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую дети выполняют в течение определённого отрезка времени.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-либо проблемы при использовании разнообразных методов, средств обучения, знаний, умений из различных учебных предметов, а также различных областей науки, техники, технологии, творчества.
Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, осязаемыми: конкретное решение теоретической проблемы; поделка; газета; журнал; справочник; путеводитель; т.е. конкретный результат, готовый к внедрению.
Формируя предметные, общеучебные и коммуникативные умения и навыки обучающихся, проектная деятельность реально способствует формированию у них умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владению способами целенаправленной интеллектуальной деятельности и готовности к сотрудничеству.
2.КАКОВЫ ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА?
1)выбор темы и постановка конкретных задач проекта;
2)выдвижение первоначальных идей;
3)выбор лучшей идеи;
4)планирование проектной деятельности;
5)непосредственная реализация проекта;
6)оценка и самооценка проекта;
7)презентация проекта с демонстрацией конечного результата.
3.КАКОВА ВОЗМОЖНАЯ РОЛЬ РОДИТЕЛЯ НА КАЖДОМ ЭТАПЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА?
Этапы и подэтапы проектной деятельности |
Возможные действия родителей |
Выдвигаются первоначальные идеи и выбирается лучшая идея
|
Помогите ребёнку выдвинуть как можно больше идей, записывайте их на лист бумаги вразброс, чтобы не выделять идеи порядком записи в столбце. Пусть идеи будут самыми разнообразными и дерзкими. Больше идей – больше выбор! |
Выбирается и формулируется тема проектной работы |
Помогите выбрать лучшую идею и обосновать выбор |
Формулируется задача проекта |
Может потребоваться помощь в правильной формулировке |
Разрабатываются планы и структура выполнения проекта |
Помогите спланировать работу с учётом занятости вашего ребёнка |
Определяются сроки представления результатов (конечные и промежуточные), дорабатывается сама идея с учётом её актуальности |
Возможно, потребуется корректировка плана проектной работы с учётом особенностей личного расписания ребёнка |
Обсуждаются возможные результаты работы по теме проекта |
Прикиньте возможные выходы с ребёнком (что за конечный продукт должен получиться) |
Определяются и распределяются учебные задачи и устанавливаются сроки их выполнения |
Разбейте объём работ на небольшие части и определите срок выполнения каждой |
Составляются программа и календарный план выполнения работ |
Скорректируйте план с учётом личной занятости ребёнка. Содействуйте выполнению этого плана |
Распределяются конкретные задания и обязанности между участниками проектной группы |
Может потребоваться разъяснение обязанностей |
Изучаются источники и литература по теме проекта
|
Посодействуйте ребёнку в передвижении до библиотеки, обращайте его внимание в книжных магазинах на книги по теме проекта |
Собирается и обрабатывается информация по проблеме
|
Посодействуйте в нахождении разнообразных источников информации. Источниками информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, а также книги и периодические издания, Интернет |
Готовятся выводы, которые сопоставляются с задачами проектной работы
|
Может потребоваться помощь в подготовке выводов, грамматический и стилистический контроль |
Оформляются результаты работы, и готовится отчёт |
Подскажите основные правила оформления документов |
Проект готовится к презентации
|
Помогите провести последнюю проверку перед презентацией, прорепетировать выступление, снять стресс перед выступлением |
Проводится публичная презентация проектной работы |
Присутствуйте на защите. Поддержите ребёнка, у вас есть повод гордиться им |
Анализируется работа, проведенная в течение проектного периода |
Обсудите вашу совместную работу, подумайте, что можно было сделать по-другому |
Оценивается работа проектной группы в целом и каждого участника в частности |
ПРИЛОЖЕНИЕ в №3 2008 «Зав. н. шк.» |
4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В ходе выполнения проекта родитель может выступать одновременно в нескольких ролях:
- консультирует;
- отслеживает выполнение плана;
- решает оперативные вопросы;
- помогает в предварительной оценке проекта;
- участвует в подготовке презентации;
- обеспечивает наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.
Помогая ребёнку, помните: главное действующее лицо – ваш ребёнок! Вы являетесь только помощником, консультантом (по запросу), техническим секретарём проекта!
После выполнения проекта очень важно обсудить с детьми итоги работы, определить, в какой степени были достигнуты основные цели проектной деятельности, отметить положительные результаты, проанализировать недостатки. Целесообразно также оценить вклад каждого члена группы в копилку общего успеха. Такое обсуждение будет проводиться в классе, однако, обсуждение итогов работы с родителем, с одной стороны, послужит сближению родителей и ребёнка, с другой стороны, положительно повлияет на самооценку ребёнка, будет способствовать развитию его уверенности, самосознания. Проведение репетиции самоанализа поможет на презентации.