Роль дополнительного образования в условиях внедрения ФГОС
Одним из способов реализации воспитательной составляющей ФГОС является интеграция основного и дополнительного образования.
Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей, в части создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.
Программа «Художественное движение» предназначена для развития музыкально-двигательной культуры на принципах органического слияния движения и музыки. Данную программу можно отнести как художественно-эстетическому, так и к спортивно-оздоровительному направлению внеурочной деятельности.
В основе программы — обобщение опыта работы известного педагога, создательницы школы движения Людмилы Николаевны Алексеевой, творчество которой оказало влияние на развитие искусства танца, пластики, а также физической культуры.
Материал представлен с учетом возрастных особенностей детей, уровнем физической и психической подготовки. Программа предусматривает четыре года обучения: первый год (6—8 лет), второй год (9—10 лет), третий год (11—12 лет), четвертый год (13—15 лет).
Задача занятий художественным движением — воспитать умение слушать музыку и передавать ее в движении. Движение облегчает восприятие и запоминание музыки, а музыка помогает запомнить движение. Все это постепенно воспитывает у детей любовь к музыке, развивает чувство ритма, музыкальную память, эстетический вкус, укрепляет как физическое, так и психическое здоровье.
По координированности и активности движений ребенка можно судить о развитии других качеств личности, в частности психики.
Цель занятий — гармонично развить ребенка, используя физические упражнения, дать основы музыкально-двигательной культуры, необходимые двигательные навыки, научить сознательному отношению к своим движениям, увлечь, заинтересовать, пробудить желание двигаться.
Интеграция занятий художественным движением с уроками музыки, изобразительного искусства, литературы, физкультуры, помогают целостному восприятию детьми окружающего мира. Эти занятия являются средством художественно-творческого развития детей, развития музыкально-двигательных навыков, развития художественного вкуса, способности полноценного восприятия музыкального произведения.
Но не все дети настолько владеют своим телом, чтобы эмоциональное переживание, вызванное музыкой, выразить в художественном движении. Поэтому владение своим телом, осознанное движение позволит глубже воспринимать музыку и более ярко, выразительно передавать то эмоциональное состояние, которое она рождает.
Если для детей 7— 11 лет важен игровой момент в занятиях, то для более старших детей разработаны упражнения, где усилена художественная основа занятий за счет привлечения классической музыки.
Драматургия занятия строится на контрастах: силовые упражнения сменяются мягкими, успокоительными, за упражнениями на напряжение каких-либо групп мышц следуют этюды на расслабление их и т. д.
На педагога возлагается большая ответственность, он должен заинтересовать, расшевелить, раскрепостить детей. Атмосфера на занятиях — свободное общение педагога с учениками и непременно шутка, юмор, смех.
Важно создать на уроке атмосферу творчества, в которой каждый ребенок смог бы раскрыть себя.
На занятия приходят дети разной физической и психической подготовки. Одним надо долго накапливать знания — год или два — и только на третий (а иногда и позднее) происходит отдача всего того, что накопилось внутри, переработалось, и дети легко и свободно, с желанием начинают заниматься. Есть другой тип детей, которым сразу дается все легко и кажется, ничего трудного для них нет. Однако нередко бывает так, что вся эта легкость не сопровождается глубоким проникновением в сущность происходящего. Поверхностное, легкое отношение к упражнению не дает глубокого накопления знаний. Через некоторое время такие ученики оказываются в отстающих.
На первом этапе больше простейших упражнений и игр — марши и бег с различной несложной координацией, прыжки со скакалкой, игра с мячом, подскоки, галоп, прыжки, наклоны, повороты, простейшие танцевальные единения, движения подражательные и изобразительные (повадки зверей и птиц, человеческая деятельность, природа). Некоторым на первых порах мешает психическая и физическая заторможенность, плохая координация движений, но в процессе занятий все это постепенно уходит.
На первом году обучения даются упражнения, которые развивают координацию. Вначале ребенок не ощущает ориентацию в пространстве, не может правильно поднять ту или иную руку, определить правую или левую ногу, у него плохо развито музыкально-ритмическое чувство. Он с удовольствием делает то или иное упражнение (изображение охоты, дождя, ветра, грома, молнии и т.п.), но соединить свои движения с музыкой не может.
Для развития этих навыков применяются общеобразовательные упражнения. Прежде всего, необходимо научить детей прыгать через скакалку. Эти упражнения развивают не только легкость, прыгучесть, но координируют весь организм. Когда дети научаться просто прыгать, надо добиваться согласования прыжков с музыкой.
Гимнастические упражнения необходимы для всех возрастных групп, так как способствуют развитию музыкально-двигательных навыков, вырабатывают осанку, гибкость, координацию.
На первом этапе обучения много упражнений с мячом. Дети играют в большой мяч, который со временем можно заменить на теннисный, чтобы бросить и вовремя поймать мяч, надо иметь хорошую координацию движений, чтобы рассчитать силу и траекторию броска. Это развивает в первую очередь координацию, ловкость.
Самый доступный вид движения – ходьба. Различные маршировки, комбинации с координацией рук и ног развивают чувство ритма, четкость движений (т.е.умение согласовывать свои шаги с темпом музыки), умение начинать движения с левой ноги, не опуская голову, развертывая плечи, координацию рук и ног, чувство пространства (не сужать круг, держать расстояние), умение остановиться вместе с музыкой. Правильно маршировать дети учатся очень долго.
Большое значение придается и бегу, который воспитывает легкость, ловкость, координацию, упругость и силу отталкивания от пола.
Освоение материала идет последовательно, но каждая ступень рения предполагает повторение и закрепление уже пройденного материала, что развивает и умения и навыки, закрепляет их на более высоком уровне. В каждый период обучения материал изложен по основным разделам. Все разделы связаны между собой «то же время имеют конкретное содержание и задачи по формованию УУД».
Дети с удовольствием посещают занятия. Им нравится обыгрывать различные упражнения в виде сказки или детского стишка. С большим интересом выполняют упражнения на ковриках, упражнения со скакалкой, упражнения с мячами.
В конце каждого года обучения дети готовят для родителей показательное выступление, чтобы показать, чему они научились в течение года.
В целом, дополнительное образование является одним из важных компонентов реализации ФГОС, способствует расширению образовательного пространства, создает дополнительные условия для развития обучающихся, чтобы каждый ребёнок смог развить и реализовать свои творческие возможности, укрепить здоровье, понять красоту движений.
Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей, в части создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.
Программа «Художественное движение» предназначена для развития музыкально-двигательной культуры на принципах органического слияния движения и музыки. Данную программу можно отнести как художественно-эстетическому, так и к спортивно-оздоровительному направлению внеурочной деятельности.
В основе программы — обобщение опыта работы известного педагога, создательницы школы движения Людмилы Николаевны Алексеевой, творчество которой оказало влияние на развитие искусства танца, пластики, а также физической культуры.
Материал представлен с учетом возрастных особенностей детей, уровнем физической и психической подготовки. Программа предусматривает четыре года обучения: первый год (6—8 лет), второй год (9—10 лет), третий год (11—12 лет), четвертый год (13—15 лет).
Задача занятий художественным движением — воспитать умение слушать музыку и передавать ее в движении. Движение облегчает восприятие и запоминание музыки, а музыка помогает запомнить движение. Все это постепенно воспитывает у детей любовь к музыке, развивает чувство ритма, музыкальную память, эстетический вкус, укрепляет как физическое, так и психическое здоровье.
По координированности и активности движений ребенка можно судить о развитии других качеств личности, в частности психики.
Цель занятий — гармонично развить ребенка, используя физические упражнения, дать основы музыкально-двигательной культуры, необходимые двигательные навыки, научить сознательному отношению к своим движениям, увлечь, заинтересовать, пробудить желание двигаться.
Интеграция занятий художественным движением с уроками музыки, изобразительного искусства, литературы, физкультуры, помогают целостному восприятию детьми окружающего мира. Эти занятия являются средством художественно-творческого развития детей, развития музыкально-двигательных навыков, развития художественного вкуса, способности полноценного восприятия музыкального произведения.
Но не все дети настолько владеют своим телом, чтобы эмоциональное переживание, вызванное музыкой, выразить в художественном движении. Поэтому владение своим телом, осознанное движение позволит глубже воспринимать музыку и более ярко, выразительно передавать то эмоциональное состояние, которое она рождает.
Если для детей 7— 11 лет важен игровой момент в занятиях, то для более старших детей разработаны упражнения, где усилена художественная основа занятий за счет привлечения классической музыки.
Драматургия занятия строится на контрастах: силовые упражнения сменяются мягкими, успокоительными, за упражнениями на напряжение каких-либо групп мышц следуют этюды на расслабление их и т. д.
На педагога возлагается большая ответственность, он должен заинтересовать, расшевелить, раскрепостить детей. Атмосфера на занятиях — свободное общение педагога с учениками и непременно шутка, юмор, смех.
Важно создать на уроке атмосферу творчества, в которой каждый ребенок смог бы раскрыть себя.
На занятия приходят дети разной физической и психической подготовки. Одним надо долго накапливать знания — год или два — и только на третий (а иногда и позднее) происходит отдача всего того, что накопилось внутри, переработалось, и дети легко и свободно, с желанием начинают заниматься. Есть другой тип детей, которым сразу дается все легко и кажется, ничего трудного для них нет. Однако нередко бывает так, что вся эта легкость не сопровождается глубоким проникновением в сущность происходящего. Поверхностное, легкое отношение к упражнению не дает глубокого накопления знаний. Через некоторое время такие ученики оказываются в отстающих.
На первом этапе больше простейших упражнений и игр — марши и бег с различной несложной координацией, прыжки со скакалкой, игра с мячом, подскоки, галоп, прыжки, наклоны, повороты, простейшие танцевальные единения, движения подражательные и изобразительные (повадки зверей и птиц, человеческая деятельность, природа). Некоторым на первых порах мешает психическая и физическая заторможенность, плохая координация движений, но в процессе занятий все это постепенно уходит.
На первом году обучения даются упражнения, которые развивают координацию. Вначале ребенок не ощущает ориентацию в пространстве, не может правильно поднять ту или иную руку, определить правую или левую ногу, у него плохо развито музыкально-ритмическое чувство. Он с удовольствием делает то или иное упражнение (изображение охоты, дождя, ветра, грома, молнии и т.п.), но соединить свои движения с музыкой не может.
Для развития этих навыков применяются общеобразовательные упражнения. Прежде всего, необходимо научить детей прыгать через скакалку. Эти упражнения развивают не только легкость, прыгучесть, но координируют весь организм. Когда дети научаться просто прыгать, надо добиваться согласования прыжков с музыкой.
Гимнастические упражнения необходимы для всех возрастных групп, так как способствуют развитию музыкально-двигательных навыков, вырабатывают осанку, гибкость, координацию.
На первом этапе обучения много упражнений с мячом. Дети играют в большой мяч, который со временем можно заменить на теннисный, чтобы бросить и вовремя поймать мяч, надо иметь хорошую координацию движений, чтобы рассчитать силу и траекторию броска. Это развивает в первую очередь координацию, ловкость.
Самый доступный вид движения – ходьба. Различные маршировки, комбинации с координацией рук и ног развивают чувство ритма, четкость движений (т.е.умение согласовывать свои шаги с темпом музыки), умение начинать движения с левой ноги, не опуская голову, развертывая плечи, координацию рук и ног, чувство пространства (не сужать круг, держать расстояние), умение остановиться вместе с музыкой. Правильно маршировать дети учатся очень долго.
Большое значение придается и бегу, который воспитывает легкость, ловкость, координацию, упругость и силу отталкивания от пола.
Освоение материала идет последовательно, но каждая ступень рения предполагает повторение и закрепление уже пройденного материала, что развивает и умения и навыки, закрепляет их на более высоком уровне. В каждый период обучения материал изложен по основным разделам. Все разделы связаны между собой «то же время имеют конкретное содержание и задачи по формованию УУД».
Дети с удовольствием посещают занятия. Им нравится обыгрывать различные упражнения в виде сказки или детского стишка. С большим интересом выполняют упражнения на ковриках, упражнения со скакалкой, упражнения с мячами.
В конце каждого года обучения дети готовят для родителей показательное выступление, чтобы показать, чему они научились в течение года.
В целом, дополнительное образование является одним из важных компонентов реализации ФГОС, способствует расширению образовательного пространства, создает дополнительные условия для развития обучающихся, чтобы каждый ребёнок смог развить и реализовать свои творческие возможности, укрепить здоровье, понять красоту движений.
Литература:
1.Кулагина И. Е. Художественное движение. Метод Л.Н.Алексеевой: Пособие для преподавателей общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования. В 2 ч. — М., 1999, 2002.
2.Кулагина И. Е. Школа движения Л. Н. Алексеевой// Искусство в школе. — 2003. — № 1.