Сайт учителя начальных классов Харитоновой Светланы Васильевны

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [9]
Наш опрос
Ваш любимый предмет в школе
Всего ответов: 54
Погода
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Устное народное творчество как средство нравственного воспитания личности на уроках литературного чтения в начальной школе

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Е.А.Писарева, С.В.Харитонова

МБОУ СШ №15

учителя начальных классов

      Аннотация. Сегодняшнее состояние нравственности в обществе стимулирует интерес современных педагогов к проблеме духовно-нравственного воспитания. В работе представлен опыт учителей начальных классов по формированию у младших школьников нравственных понятий на примерах изучения литературных произведений, направленных на воспитание духовно богатого человека.

       Ключевые слова: Духовно-нравственное воспитание; младший школьник; художественное произведение; урок литературного чтения.

ORAL FOLK ART AS A MEANS OF MORAL EDUCATION OF THE INDIVIDUAL IN THE LESSONS OF LITERARY READING IN PRIMARY SCHOOL

E. A. Pisareva, S. V. Kharitonova

MBOU SCHOOL №15

 primarys school teacher

Annotation. The current state of morality in society stimulates the interest of modern teachers to the problem of spiritual and moral education. The paper presents the experience of primary school teachers in the formation of primary school moral concepts on the examples of the study of literary works aimed at the education of a spiritually rich person.  

       Key words: Spiritual and moral education; Junior schoolboy; artwork; literary reading lesson.

 

В настоящий момент общество нуждается в подготовке не только образованной, но и высоконравственной, духовно богатой личности. На сегодняшний день задача школы состоит в том, чтобы способствовать возрождению духовно-нравственных ценностей, осознанию гражданской ответственности за судьбу страны, формировать толерантность, милосердие, культуру общения и поведения. Эти социальные качества формируются в совместной деятельности с другими людьми и могут служить показателями воспитанности и характеризуют меру его готовности к жизни в обществе.

Поступая в школу, ребёнок приобретает новый социальный статус. Младший школьный возраст является благоприятным для  развития духовно-нравственных качеств: формирование личности вступает в сознательную фазу, но и ещё хорошо поддаётся положительному влиянию учителя.   В современном обществе важна прежде всего личность ребёнка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе. Ведь школа должна не только вооружать знаниями, умениями и навыками, а формировать УУД для использования и применения их в любой жизненной ситуации. 

Эта задача решается в процессе литературного образования в школе. Литературное чтение – один из основных предметов в обучении младших школьников. Цель курса «Литературное чтение» в начальной школе — нравственно-эстетическое воспитание и развитие учащихся в процессе формирования способности полноценно и глубоко воспринимать художественную литературу на основе изучения её теории и практики анализа художественного текста. Именно на примерах поступков литературных героев  дети могут не только осмыслить морально-этические понятия, но и вместе с ними почувствовать все их переживания, приобщиться к духовным ценностям художественного произведения.

Имея полное представление о социально-психологических особенностях своих учеников и владея способами и приемами системно-деятельностного подхода можно  умело учитывать их на уроке   и помогать им продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность и нравственный выбор.

Существуют различные пути развития нравственных качеств в учебно-воспитательном процессе: через учебное содержание, методы (активные, интерактивные, исследовательские, проектные, игровые, практические, рефлексивные), формы организации учебной работы (парная, групповая, индивидуальная; нетрадиционные виды уроков), через характер общения учителя и учащихся, через общение детей между собой.

Нравственность формируется несколькими ступенями работы учителя начальных классов. Первый этап – информативный. На нем выясняются представления детей и уточняются знания об общепринятых качествах личности. Следующие два этапа – носят личностный характер: ребенок применяет к себе полученные знания, использует их в жизни. Учитель создает такие ситуации или предлагает поучаствовать в различных проектах, акциях, в шефской помощи.

На I этапе в 1 классе в рассказе Н.Артюховой «Саша-дразнилка», нужно обратить  внимание на собственные переживания и поступки детей.

-Расскажи, как ты общаешься со своими друзьями, родителями. Бываешь ли ты похож на Сашу-дразнилку?

-А ты сам часто обижаешься на своих друзей? Смог ли бы ты вести себя, как Ляля?

Примером сопоставления со своими поступками может служить рассказ «Собирай по ягодке - наберешь кузовок» Б.Шергина (3 класс). Детям задаются вопросы:

- Как Ваня относился к своей бабушке?

- Расскажите о своих бабушках. За что вы их любите?

В главе из трилогии Л.Толстого «Детство. Отрочество. Юность.»(4 класс)  главный герой Николенька часто грубил своему учителю, но потом раскаялся  и жалел об этом.

- Были ли у вас такие случаи?

-Умеете ли вы просить прощения, если кого-то обидели?

В произведениях Л.Н.Толстого звучит тема взаимопомощи, отзывчивости, например, быль «Котёнок», тема честности в рассказах «Правда дороже всего», «Косточка» ( 2 класс)

Во время анализа сказки «Петух и собака» задаются проблемные вопросы:

- Что могло случиться с петушком, если бы у него не было такого друга как собака? 

-А нужно человеку иметь друзей? Зачем?

Учащиеся под руководст­вом учителя  сами вы­водят правило, а не получают решение в готовом виде.

Анализируя рассказ Ю.Ермолаева «Лучший друг» разбирается ситуация, которая часто происходит в жизни. Для этого можно использовать работу в группе. Учащиеся оценивают поступки двух мальчиков, ставят себя на их место, характеризуют героев, используя карточки.

Работа в парах и в группах способствует развитию адаптационных возможностей в процессе сотрудничества.

Взаимопроверка  учит уважать и принимать чужое мнение, если оно обосновано; позволяет повышать самооценку учащихся.

Во II классе к представлениям о доброжелательности и справедливости добавляются   новые понятия об истинном товариществе и верной дружбе, о необходимых для этого качествах, нужно показать им, что мешает настоящей дружбе и на  примерах отрицательных героев.

Важным приемом, способствующим пониманию смысла художественного произведения является определение его подтекста.

Так, чтобы понять ложность отношений лисы и журавля в одноименной сказке, необ­ходимо было выяснить, а что же "думала" лиса на самом деле, когда приглашала журавля в гости, почему она размазала кашу по тарелке? Так же обсуждаются и поступки журавля.

-Так мож­но ли их назвать настоящими друзьями?

Большое влияние оказывает работа с пословицами. Ребята  в парах составляют  их из двух частей, объясняют их значение, подбирают подходящую, например, к рассказу В.А. Осеевой «Хорошее» - «Добрый человек добру и учит»,  доказывают свой выбор.

Дети могут создать сборник пословиц о добре и зле.

Часто используется метод антиципации, когда учащиеся прогнозируют содержание текста по названию, жанру или иллюстрации.  Это формирует мотивацию к чтению. Так этот прием используется в сказке «Петух и собака».

Конечно же, всегда нужно находить главную мысль произведения, воспитывая положительные качества личности,  учится самостоятельно её формулировать и высказывать собственную позицию.

Уже со 2 класса дети могут инсценировать произведения, показывая своими эмоциями свое отношение к герою и его поступку, н-р, В. А. Осеева «Хорошее», сказка «Лиса и тетерев», В.Орлов «Кто первый?»

На уроках чтения в III классе углубляются имеющиеся у детей представления о доброжелательности и справедливости в отношениях с людь­ми, о дружбе и товариществе, ведется работа  над определениями соответствующих понятий.

В III и IV классах дети все чаще встре­чаются в художественных произведениях с такими ситуациями, которых не было в их личном опыте. Это более сложная ступень в осознании задачи чтения, которая становится доступной учащимся начальной школы благодаря специальному анализу причин, лежащих в основе их поведения. Например, в «Сказке о царе Салтане» дети учатся прощать, не завидовать, а радоваться за других.

Для этого ставятся проблемные вопросы.

При анализе «Сказки о мертвой царевне…» задается вопрос:

- Как можно определить злой человек или добрый? Ведь каждый человек считает себя хорошим(по его поступкам).

 «Сказка о жабе и розе» Гаршина.

-Что произошло бы, если розу не успели бы срезать и её съела лягушка?

П. Бажов «Серебряное копытце».

-Почему произошло чудо с Даринкой и Кокованей? ( Они были добрыми и бескорыстными)

Аксаков «Аленький цветочек».

-Почему именно младшая дочь смогла помочь принцу избавиться от колдовства?

В III и IV классе чаще, чем в младших, детям предлагается сделать  нравст­венный выбор: правильное решение из двух или не­скольких возможных, исключающих или не исключающих друг друга. Дети таким путем учатся отстаивать правильную пози­цию, доказывать ее верность, убеждать в ней других.

Вместе с тем большое внимание уделяется формированию у детей представления о коллективиз­ме.  Например, об этом говорится в рассказе В.Астафьева «Стрижонок Скрип», а также об уважении к старшим.

Чаще на уроках применяется групповая работа, когда воспитывается личная ответственность каж­дого за общее дело. Это задания по карточкам.

II этап, на котором, происходит формирование личностного отношения через чтение по ролям,  инсценирование, а также серии бесед и классных часов; учащиеся создают презентации, где героями являются литературные герои и они сами.

Для закрепления понятия детям можно предложить  задание подобрать материал детских журналов, сюжеты из детских книг о проявлении коллективизма в труде, на войне, в опасные моменты борьбы со стихийными бедствиями.                                                          

Деятельность по решению проблем, самостоятельному добыванию знаний - это проектная деятельность, например, «Наш дружный класс», когда одна группа подбирает произведения о дружбе, другая – рассказывает  о примерах из жизни класса, третья – иллюстрирует  сказанное. В такой работе оценивается только успех.

Ребята составляют иллюстрированный сборник стихов и рассказов на тему «Дружба», включая  в него и произведения собственного сочинения.

Однако, все это может оказаться полезным только в случае создания благоприятной атмосферы  поддержки и заинтересованности в каждом ребенке, ведь основная цель начального обучения – помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки, понять самого себя, чтобы в конечном итоге – стать Человеком.

Практическое исследование, основанное на целенаправленном использовании воспитательных возможностей литературного чтения, доказывает, что это оказывает влияние на воспитание нравственной культуры младшего школьного возраста.

Следовательно, работа учителя в традиционной методической системе с использованием воспитательных возможностей литературных произведений приносит положительные результаты и является залогом успешности формирования нравственной культуры младшего школьника.

Результат использования представленной системы – это адекватная самооценка учащихся, дружеское отношение в коллективе, высокая социальная активность (увеличение количества учащихся в проектах, творческих конкурсах и мероприятиях, олимпиадах, в классном самоуправлении), высокий уровень формирования мотивации.

  

Литература

1. А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. Концепция  духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М. «Просвещение», 2009

2. Литературное чтение. Учебник для общеобразовательных 1-4 классы. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, 2012.

3. 8.Мудрик А.В. Социальная педагогика. / А.В. Мудрик - М., Издательский центр «Литкон», 1999

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/Министерство образования и науки Российской  Федерацию – М., 2010

Категория: Мои статьи | Добавил: svetlana (02.03.2022)
Просмотров: 117 | Теги: духовно-нравственное воспитание, младший школьник, урок литературного чтения, художественное произведение | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Электронный журнал
  • proШколу.ru
  • Инфоурок
  • Мультиурок
  • Министерство образования Нижегородской области
  • НИРО
  • Учи.ру

  • haritonova svetlana © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz