Сайт учителя начальных классов Харитоновой Светланы Васильевны

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [9]
Наш опрос
Ваш любимый предмет в школе
Всего ответов: 54
Погода
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Проектная деятельность на уроках родного (русского) языка как средство личностного роста обучающихся

С.В. Харитонова, учитель начальных классов,

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №15»,

город Арзамас

d_s_v_11@mail.ru

Проектная деятельность на уроках родного (русского) языка как средство личностного роста обучающихся

Аннотация: В статье рассматриваются особенности организации проектной деятельности на уроках родного (русского) языка в начальной школе, способы поиска и получения информации, её анализ и обработка, творческая интерпретация. Предлагается технологическая карта поли проекта по родному (русскому) языку «По одёжке встречают».

Ключевые слова: проектная деятельность, учащиеся начальной школы, урок родного (русского) языка, личностный рост.

Project activity in the lessons of the native (Russian) language as a means of personal growth of students

Abstract: The article discusses the features of the organization of project activities in the lessons of the native (Russian) language in primary school, ways of searching and obtaining information, its analysis and processing, creative interpretation. The technological map of the poly project in native (Russian) is offered) the language is "Met by clothes".

Keywords: project activity, primary school students, native (Russian) language lesson, personal growth.

S. V. Kharitonova,  primary school teacher,

municipal budgetary educational institution

"Secondary School No. 15",

Arzamas city

В соответствии с требованиями ФГОС НОО младшему школьнику необходимо обеспечить личностное развитие, самостоятельность мышления, развитие творческих способностей. Проектный метод, который активно используется в работе, позволяет добиться сформированности личностных, предметных и метапредметных УУД. 

Технология проектного метода обучения позволяет современному учителю достичь необходимого и достаточного уровня индивидуализации учебного процесса на уроках, способствует личностному росту обучающихся. Технология проектирования позволяет учащимся стать активными участниками образовательного и воспитательного процессов, становится инструментом саморазвития личности. Опыт самостоятельной деятельности развивает в обучающемся уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с новыми проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющиеся условия, а также позволяет создать модель профессиональной направленности.

На примере одного из проектов мы хотим показать, как индивидуализировать обучение, заинтересовать темой исследования, организовать развитие познавательных интересов, какие формы контроля использовать при оценивании.

Каждый ученик может выбрать свои способы поиска информации и представления результата проекта. Учащиеся производят отбор наиболее полезной информации, анализируют её, далее происходит творческая интерпретация полученных результатов, и таким образом рождается исследовательский проект.

Предлагаем технологическую карту проекта по родному (русскому) языку, который был реализован в МБОУ СШ №15 г.Арзамаса.

Технологическая карта социально-педагогического проекта по родному (русскому) языку «По одёжке встречают».

Предмет: Родной (русский) язык, 2 класс, УМК «Школа России»

Тема: Проект «По одёжке встречают»

Методы обучения: методы проектно-исследовательской деятельности, наглядно-иллюстративный метод, частично-посковый метод,  методы  стимулирования к обучению,  методы контроля и самоконтроля,  интервью.

Цель: формирование способности учащихся к новому способу действия: создание готового продукта проектной деятельности используя разные виды и способы добычи информации.

Планируемые результаты

Предметные результаты: осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского языка;  понимание значений устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного).

Личностные результаты: ценностные отношения к родному языку как отражению культуры, культурноязыковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия русского языка.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Познавательные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; строить сообщения в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей.

Коммуникативные: ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Реализация данного проекта содержит ряд этапов.

I этап мотивационный (погружение в проект)

На данном этапе учитель заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой. Он предлагает обратить внимание на слова, записанные на доске:

платье      кафтан

пиджак    душегрейка

брюки      рубаха

шляпа      кокошник

 После этого задаёт ряд вопросов:

- Что объединяет все слова?

- К какой тематической группе они относятся?

- По какому признаку слова разделены на две группы?

- Интересно ли вам узнать подробно об истории одежды, об её особенностях?

- Какой вид деятельности поможет вам достичь поставленной цели?

- Почему именно проект? В чём преимущество проектной деятельности?

 Обучающиеся отвечают на вопросы, обсуждают полученные ответы, выбирают проектную деятельность, рассказывают о её преимуществах, предлагают собственные идеи.

II этап предпроектный (планирующий)

На данном этапе происходит планирование деятельности, определяются источники и формы сбора информации, сроки выполнения заданий. Школьники знакомятся с критериями оценки результатов и процессом проектной деятельности.

Учитель подталкивает детей, чтобы они самостоятельно сформулировали тему проекта. Для этого организует интерактивную игру, где обучающиеся должны вспомнить название предметов современной одежды и сравнить их с предметами старинной одежды. Ребята распределяют предметы одежды на 2 группы – старинная и современная; ищут похожие предметы одежды среди старинной и современной (задание на соответствие).

Учитель даёт рекомендации по сбору информации.

Обучающиеся формулируют тему и цель проекта, выбирают свою роль в реализации данного проекта, принимают активное участие в интерактивной игре.

III этап информационно-операционный (сбор материала, работа с различными источниками)

На этом этапе происходит осуществление деятельности по решению проблемы. Из разных источников собирается информация отдельно для каждой группы. В рамках этого этапа учитель помогает детям распределиться на группы в соответствии с индивидуальными интересами и возможностями.  Каждой группе предлагает выбрать способы сбора и добычи информации для получения конечного результата. Он проводит консультации, организует экскурсию в музей, в выставочный зал, в художественную школу.

Далее происходит оформление результатов, комплексный анализ работы над проектом, самооценка.

Обучающиеся объединяются в группы в соответствии с индивидуальными интересами и возможностями. Каждой группе предлагаются разные способы сбора и добычи информации:

1 группа – посещение Историко-художественного музея г.Арзамаса и изучение ремесла золотошвек.

План работы:

  1. Постановка цели проекта
  2. Сбор информации:

а) экскурсия в Историко-художественный музей г.Арзамаса;

               б) посещение мастер-класса по золотной вышивке;

               в) изучение старинного женского костюма арзамасцев.

          3. Анализ полученной информации

          4. Оформление результатов проекта

          5. Защита проекта

2 группа – изучение истории одежды по архивам, фотоальбомам, картинам;

План работы:

1.      Постановка цели проекта

2.      Сбор информации:

        а) экскурсия в выставочный зал (картинная галерея известных художников);

        б) изучение старинной одежды арзамасцев по фотоальбомам и архивам Историко-художественного музея;

         в) составление рассказа-описания картины с использованием подробного анализа одежды героев репродукции.

          3. Анализ полученной информации

          4. Оформление результатов проекта

          5. Защита проекта

3 группа – изучение старинной одежды на куклах и создание её своими руками;

План работы:

1.      Постановка цели проекта

2.      Сбор информации:

        а) изучение предметов старинной одежды на куклах (ребятам предлагается изучить и рассмотреть старинную одежду на куклах (кукла-мальчик и кукла-девочка). На каждом предмете одежды есть бирка с её названием);

        б) создание гардероба старинной одежды для бумажной куклы.

          3. Анализ полученной информации

          4. Оформление результатов проекта

          5. Защита проекта

4 группа – изучение старинной одежды с помощью её описания в художественной литературе, словарях;

План работы:

1.      Постановка цели проекта

2.      Сбор информации:

        а) работа с толковым словарём;

        б) работа с художественной литературой, где есть подробное описание старинной одежды

          3. Анализ полученной информации

          4. Оформление результатов проекта

          5. Защита проекта

5 группа – изучение старинной одежды с помощью интервью бабушек, дедушек, прабабушек, прадедушек.

План работы:

1.      Постановка цели проекта

2.      Сбор информации:

        а) интервью бабушек и дедушек об одежде, которую они носили в детстве, молодости;

        б) поиск предметов старинной одежды в гардеробе членов родственников.

          3. Анализ полученной информации

          4. Оформление результатов проекта

          5. Защита проекта

          6. Самоанализ выступления

IV этап рефлексивно-оценочный (защита проекта)

Мы считаем, что данный этап является наиболее значимым для каждого обучающегося. Это в первую очередь, социализация проекта. На этом этапе учащиеся проводят представление результатов школьному сообществу, родителям, учителю. Учитель обеспечивает информационное оборудование для защиты проекта, оценивает результат проекта по разработанным критериям.

Первая группа представила защиту проекта с помощью видеоролика. Оказывается, наш город Арзамас славился золотной вышивкой. Слава арзамасских золотошвеек выходила за пределы России. Ребята воочию увидели костюмы, украшенные золотной вышивкой, узнали историю создания и развития этого ремесла. Таким образом они связали свой проект с историей родного города.

Вторая группа представила результат своей работы в виде презентации. Ребята изучили старинные фотографии и репродукции картин известных художников.  Более интересным оказался рассказ-описание картины с использованием подробного анализа одежды героев репродукции. Ребята продемонстрировали репродукции известных художников, на которых отчётливо видны все предметы старинной одежды.

Третья группа изучала старинную одежду, сравнивала её с современной. Ребята почувствовали себя в роли модельеров Древней Руси, которые кроили одежду как для знатных людей, так и для крестьян. Результатом стало создание гардероба старинной одежды для бумажных кукол.

Четвёртая группа представила защиту своего проекта в виде этимологического словаря в картинках «Старинная русская одежда».

Пятая группа подготовила выставку сохранившейся в их семьях старинной одежды «Бабушкин сундучок». Ребята рассказали интересные факты и семейные традиции, связанные с этими предметами одежды.

Результат реализации проекта «По одёжке встречают»: обучающиеся представили защиту данного проекта на муниципальном конкурсе проектных и исследовательских работ младших школьников «Я - исследователь», где получили достойную оценку и стали призёрами данного конкурса.

Целесообразность проектной деятельности очевидна. Чем больше видов деятельности откроют для себя младшие школьники, тем активнее они будут адаптироваться в социуме, тем выше будет их познавательный интерес.

Литература:

  1. Александрова О.М., Вербицкая Л.А. Русский родной язык. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, 2 класс, – М.: Просвещение, 2019. – 142 с.
  2. Копотева Г.Л., Логвинова И.М. Проектируем урок, формирующий универсальные учебные действия. Волгоград: Издательство «Учитель», 2013. – 99 с.
  3. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2013/10/03/rabotaem-po-fgos-v-metodicheskuyu-kopilku-uchitelyu
Категория: Мои статьи | Добавил: svetlana (02.03.2022)
Просмотров: 151 | Комментарии: 5 | Теги: проектная деятельность, урок родного (русского) языка | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 ppu-prof_Pl  
Наша команда опытных исполнителей завершена предлагать вам перспективные приемы, которые не только обеспечивают надежную покров от мороза, но и дарят вашему домашнему пространству современный вид.
Мы эксплуатируем с последними средствами, ассигнуруя долгий продолжительность использования и выдающиеся результирующие показатели. Изоляция фронтонов – это не только сбережение на отапливании, но и заботливость о экологической обстановке. Энергоспасающие инновации, какие мы используем, способствуют не только вашему, но и сохранению экосистемы.
Самое важное: <a href=https://ppu-prof.ru/>Утепление дома цена за квадратный метр</a> у нас стартует всего от 1250 рублей за квадратный метр! Это доступное решение, которое превратит ваш резиденцию в подлинный приятный корнер с минимальными издержками.
Наши пособия – это не только изолирование, это создание пространства, в где каждый элемент отразит ваш собственный моду. Мы рассмотрим все твои пожелания, чтобы осуществить ваш дом еще еще больше теплым и привлекательным.
Подробнее на <a href=https://ppu-prof.ru/>https://www.ppu-prof.ru/</a>
Не откладывайте дела о своем доме на потом! Обращайтесь к спецам, и мы сделаем ваш корпус не только уютнее, но и по последней моде. Заинтересовались? Подробнее о наших трудах вы можете узнать на интернет-портале. Добро пожаловать в пределы уюта и высоких стандартов.

Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Электронный журнал
  • proШколу.ru
  • Инфоурок
  • Мультиурок
  • Министерство образования Нижегородской области
  • НИРО
  • Учи.ру

  • haritonova svetlana © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz