Сайт учителя начальных классов Харитоновой Светланы Васильевны

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [9]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 85
Погода
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Компетентностный подход в экологическом развитии младших школьников на уроках окружающего мира

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Писарева Е.А.,

Харитонова С.В.

МБОУ СШ № 15

В соответствии с требованиями ФГОС НОО формирование творческого потенциала личности возможно только в ходе учебных занятий, направленных на самостоятельную познавательную деятельность каждого ученика, с учетом его особенностей и возможностей. Это стало возможным с введением компетентностного подхода в деятельность нашего образовательного учреждения.

Для реализации компетентностного подхода используются следующие педагогические технологии:

-личностно-ориентированный подход в обучении;

-создание проблемных ситуаций, способствующих развитию когнитивных умений;

-здоровьесберегающие технологии (смена видов деятельности, проведение физкультминуток и физкультпауз, различные режимы работы) способствуют   здоровьесбережению;

-проектные методы, направленные на проявление и развитие личностных качеств школьника, сплочение детского коллектива, развития интеллектуальных способностей, самостоятельности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты, приобретению школьниками опыта при разрешении реальных проблем в будущей жизни;

-обучение сотрудничеству (парная, групповая работа) способствует социализации младших школьников, развивает коммуникативные способности;

-информационно-коммуникативные технологии, помогающие конструировать урок с использованием информационно-коммуникативных обучающих средств, создавать учащимся творческие работы;

-дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся, способствующий целенаправленно решать задачи экологического воспитания детей, возникновения необходимых ценностных ориентаций. [1]

      Для реализации компетентностного подхода применяются  следующие методы.

     Основным методом развития ценностных отношений к природе является изучение объектов и явлений окружающей действительности на основе систематических наблюдений. Они способствуют развитию эмоционально-чувственной сферы учащихся; самостоятельности мышления; таких логических операций, как умение собирать и накапливать факты, вырабатывать навыки анализа и синтеза, сравнения и аналогии. В процессе наблюдений формируется очень важное качество личности - наблюдательность, т.е. умение подмечать в предметах и явлениях существенное, часто малозаметное, не выделяющееся из окружающего. [2]

     Частично – поисковый метод обучения, когда обучающиеся решают проблему под руководством учителя, выполняют самостоятельно некоторые этапы поисковой деятельности, рассуждают, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы и т.д. Результаты обобщения могут быть представлены в виде:

     - сформулированного правила, свойства, определения, вывода;

     -модели, схемы, таблицы [1]  (н-р, созвездия, связи в природе, группы растений, животных, ярусы леса, живое);

     -памятки – алгоритма (н-р, описания времени года) и т.п.

     Вариантом частично – поискового метода является эвристическая беседа, которая состоит из серии взаимосвязанных вопросов, каждый из которых является шагом на пути к решению проблемы. Учитель, задавая эти вопросы или организуя наблюдения и анализ материала, подводит обучающихся к открытию какой-либо закономерности, формулировке понятия (н-р, о дикорастущих и культурных растениях, о взаимосвязи в природе).

      При выполнении опытов и практических работ   нужно учить детей видеть проблему, предлагая задавать вопросы. Можно предложить детям выдвигать гипотезы, делать выводы (н-р ,определение скорости ветра, измерение температуры, исследование состава гранита)

   Для реализации компетентностного подхода необходимо:

    -регулярно задавать детям вопросы вида: «Где в жизни вы встречаетесь с данными явлениями и объектами?», «Где в жизни вам пригодятся эти знания и умения?»

    -проблемные вопросы и задания, направленные на формирование у обучающихся умения применять знания  в новой ситуации.

     Например, при изучении темы «Термометр» важно провести игру: «Какой термометр нужен?», включив в нее следующие жизненные ситуации:

1.Малыша нужно купать. Как узнать температуру воды в ванночке?

2.Маша заболела. Пришел врач. Чем он измерит температуру?

3.Снег растаял. Как узнать, можно ли уже сажать семена в почву?

4.Ярко светит солнце зимой. Но нужно ли надевать шубу, Ваня не знает. Что ему нужно сделать?

Тема: «Какие бывают животные».

         -Почему на поле живет мало зверей? (выбери главное) Мало пищи. Открытая местность. Много врагов.

 - Чье это меню? Расскажи об этом животном.

Трава, муравьи, личинки, ягоды, желуди, орехи, кабан, лось, рыба, мед

Тема: «Какие бывают растения»

Части растений (Загадка)

Раскололся тесный домик

На две половинки,

И посыпались в ладони

Бусинки – дробинки. (Горох, фасоль, редис, репа)

О каких частях растений говорится в загадке? Какие загадки о различных частях растений вы знаете?                                             

-Что произойдет, если всю воду из реки человек потратит на свои нужды? Как ты думаешь, может ли такое случиться?

-Какое участие в сбережении воды мог бы принять ты и твои друзья?

-Прочитай просьбу Кикиморы Болотной, которую она направила экологам: «Лягушки по ночам мне спать не дают. Хочу извести их, да не знаю как, к каким последствиям может привести полное исчезновение лягушек. Дайте мне мудрый совет».

Предположи, какой ответ дал эколог:

А)станет меньше комаров и мошек;

Б)станет больше цапель и аистов;

В)нельзя нарушать природные связи.

   -включать работу над учебными проектами. Метод проектов развивает познавательный интерес, учит формулировать проблему, осуществлять поиск, способствует развитию личности, учит общению.

   -включать творческие и продуктивные задания, например, отгадывание загадок и ребусов (Придумай загадку про воду (воздух…) и загадай её другу), задания на поиск ошибок.

Например, прочитай текст. Что неправильно делали герои? Зачеркни эти слова, а сверху напиши, как они должны были поступить.

Теплым весенним днем школьники отправились в лес. Мальчики наломали веток, срубили молодую елочку и развели костер. Девочки в это время нарвали ландышей. После обеда все пошли смотреть старинную церковь. Возвращаясь, ребята прошли мимо своего горящего костра. Дальше они вернулись домой.

Результатом познавательной деятельности может быть создание нового продукта (сочинения, рассказа, плаката и др).

-Подготовь рассказ о своем питомце;

-Напиши небольшое сочинение о том, есть ли на твоей улице растения, почему нужно озеленять город.

-Вместе с другом придумайте плакат на тему: «Охраняйте водоемы!».

-Коллективное создание календаря природы на основе прочитанного произведения В.Бианки «Синичкин календарь».

-Придумайте и нарисуйте свои экологические знаки.

-Изобрази сказочное небо (или небо по своим наблюдениям).

-Давайте посмотрим, как изображали море поэты и художники в своих произведениях. (Зачитываются отрывки из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина с описанием моря. Каждая группа детей получает задание нарисовать море из разных отрывков сказки. Затем на выставке работ дети отгадывают, какие эпизоды сказки иллюстрируют рисунки.)

Поиск информации и составление сообщений, организация выставок (поделок, фотографий, рисунков).

   Для формирования познавательных УУД:

 -прослушивание и разбор «подслушанных в природе разговоров» между растениями, насекомыми, птицами, зверьми. Этот материал не только помогает в интересной форме знакомить учащихся с учебным материалом, но и воспитывает любовь ко всему живому, вызывает желание помогать растениям, животным, сохранять их (Н.Сладков «Вести из леса»).

Привлечение произведений художественной литературы к изучению природоведения обогащает учебный процесс. Умело включенные в урок отрывки из рассказов, сказок, оживляют урок, вызывает интерес учащихся.

  -дидактическая игра – творческая, целенаправленная деятельность, в процессе которой дети в занимательной форме глубже и легче познают явления окружающей действительности.

«В магазине природы». Игра.

Перед открытие магазина директор просит продавцов распределить растения по отделам. Каждый продавец выбирает несколько растений по одному признаку.

Отделы:

а)теневыносливые: аспидистра, бегония, кливия, традесканция;

б) тенелюбивые: аспарагус, алоэ, хлорофитум, плющ;

в) светолюбивых: кактус, колокольчик, монстера.

«Я – диктор»

Ведущий описывает погоду, остальные определяют время года.

«Отгадай животное»

Ведущий от имени животного рассказывает о себе, остальные отгадывают его название.

Формы организации учебного процесса.

1) Традиционные и нетрадиционные уроки, обобщающие уроки.

2) Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

Примеры заданий для парной и групповой работы.

-Выпишите из текста основные природные явления осени. Обсудите получившиеся варианты. Если необходимо, дополните свою работу (сравнение своего варианта выполнения задания с вариантами, предложенными другими учениками)

-Порассуждайте с другом: почему дождь хорошо, а почему дождь плохо. (обсуждение проблемы)

-Поиграйте в игру «Да-нет-ка». (совместная игра)

-Прочитайте тексты: один -  про аквариумных рыбок, а другой -  про хомяков. Расскажите по очереди друг другу, что вам удалось узнать. (взаимообучение)

-Совместное проведение опытов.

-Назови какое- либо животное, а твой друг определит, к какой группе оно относится(взаимоконтроль).

-Обсудите, почему многие растения и животные стали редкими, исчезающими.

3) Внеурочная деятельность может происходить в разнообразных формах: походы и экскурсии; проведение дидактических и ролевых игр; учебные диалоги; проектная деятельность; различные творческие задания;

организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром; а также локальные воспитательные мероприятия в начальной школе: праздники, соревнования, конкурсы, олимпиады, турниры.

-Экскурсии в природу — классическая форма изучения окружающей среды. На экскурсиях создаются благоприятные условия для выявления эстетической ценности мира природы, ее научно-познавательного значения, формирование грамотного поведения в природной среде.  Экскурсии могут включать и элементы поисковой работы.  

 -При повторении материала часто использовалась самостоятельная работа учащихся. Она в учебном процессе развивает познавательные способности учащихся, повышает культуру умственного труда и делает приобретаемые знания осмысленными и глубокими.  Большую роль сыграли на этом этапе работы перфокарты, карточки для индивидуальной самостоятельной работы. Такие карточки рассчитаны на разный уровень знаний учащихся          

-Связь с жизнью осуществляется при участии детей в посильных природоохранительных делах: озеленении школы, микрорайона, поддержании чистоты в парках, скверах, ограждении муравейников, уходе за домашними животными, подкормке птиц и зверей.

  -проведение конкурсов, тематических вечеров, праздников с участием родителей позволяют подвести итог проделанной работе.

 

Литература.

  1. Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2010. - 120 с.
  2. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС: Методическое пособие/ под ред. Н.Н. Деменевой. – М.: АРКТИ, 2012. - 152 с.

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: svetlana (10.04.2022)
Просмотров: 116 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Электронный журнал
  • proШколу.ru
  • Инфоурок
  • Мультиурок
  • Министерство образования Нижегородской области
  • НИРО
  • Учи.ру

  • haritonova svetlana © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz