Сайт учителя начальных классов Харитоновой Светланы Васильевны

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [9]
Наш опрос
Ваш любимый предмет в школе
Всего ответов: 54
Погода
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Как научить детей правильному, беглому, осознанному и выразительному чтению

Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из главных задач начального обучения. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Чтение – это и то, чему обучают младших школьников, посредствам чего их воспитывают и развивают. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни. По мнению психологов на успеваемость влияют более 200 факторов, но все их учесть невозможно, отобрали более 40 факторов, сильно влияющих на успеваемость – после тестирования и анкетирования учащихся, оказалось, что существует фактор №1 – скорость чтения. Скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость. Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыка чтения от класса к классу

      Понимая значимость обучению чтению в образовании, воспитании и развитии детей, я ищу пути повышения качества обучения не этих уроках.

 Некоторые рекомендации, которые я здесь привожу, давно известны. Другие отличаются новизной. Для того, чтобы научиться быстро читать, нужны многочисленные тренировки. Именно они помогают выработать нужные навыки. Можно сказать однозначно, что выработка навыков быстрого чтения – процесс длительный. Но научиться читать быстро может каждый.

     Различают несколько видов чтения. Рассмотрим некоторые из них:

1) Углубленное чтение, при котором большое внимание уделяется деталям. Такой вид чтения можно назвать аналитическим или критическим. Но для чтения газет, журналов и художественной литературы такой способ подходит не всегда.

2) Панорамное быстрое чтение становится возможным, только если вы в совершенстве овладели техникой быстрого чтения.

  1. Выборочное чтение подразумевает, что внимание обращается на отдельные разделы текста.

  2. Чтение-просмотр – это такой метод чтения, который необходим для первого, подчасповерхностного знакомства с текстом.

  3. Сканирование текста – это быстрое его просматривание для того, чтобы найти интересующие детали.

     Каждый из нас так или иначе  использует выше указанные разновидности чтения.

     Рассмотрим некоторые препятствия, мешающие овладению быстром чтением.

 

1)Регрессии – это возвратные движения глаз с целью повторного чтения  уже прочитанного.

2)Одной из особенностей чтения является артикуляция. Именно она существенно тормозит скорость чтения.

     Артикуляция – это постоянное проговаривание того, что мы читаем. В детстве такая привычка незаменима, но по мере взросления становится серьезной обузой. Она мешает быстро читать. 

  3)   Быстрое чтение невозможно при малом поле зрения. Поле зрения  –    это   участок текста, который воспринимается глазами при одной   фиксации взгляда. Если поле зрения незначительное, нам при чтении придется делать много движений глазами. Чем больше у вас поле зрения, тем больше информации воспринимается при каждой остановке глаз.

     Навык чтения включает в себя два компонента: техническая сторона чтения и смысловая. В техническую сторону чтения мы включаем следующие компоненты:

  • Способ чтения

  • Темп чтения

  • Динамика скорости чтения

  • Правильность чтения

Цель технической стороны: развивать правильное безошибочное беглое чтение.

     В смысловую сторону включается:

                 *     Выразительность

                 *     Понимание

     Цель смысловой стороны:  развивать выразительное чтение,  учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения.

Упражнения для развития техники чтения.

1.Чтение вслух.

2.Чтение про себя.

3.Чтение жужжащее.

4.Чтение хором.

5.Чтение в темпе скороговорки.

6.Чтение «цепочкой» (по одному слову, предложению, абзацу).

7.Динамическое чтение. На доске или карточке записан столбик из 5 – 7 слов с постепенным увеличением количества букв в словах.

8.«Буксир»:

     а) учитель читает вслух, изменяя скорость чтения. Ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем;

      б) учитель читает вслух, дети про себя. Учитель останавливается, ученики показывают слово, где остановился учитель.

9.  Чтение «Эхо» (на первом этапе обучения грамоте): по одному слову из предложения начинает читать хорошо читающий ученик, а слабо читающий прочитывает следом это же слово. Цель: сильный чувствуй себя ответственным, а слабый более уверен в себе, ведь он уже слышал это слово, ему легче его узнать. На более позднем этапе обучения сильный и слабый меняются ролями.

10. Чтение «канон»: один ученик начинает читать абзац текста, другой читает этот же абзац вместе с первым, но опаздывает от него на 3 – 4 слова (как при пении канона). Цель: держать определенный темп чтения, стараться читать выразительно, без ошибок.

11. Чтение «спринт»: Учащиеся на максимальной для них скорости читают про себя незнакомый текст, плотно сжав зубы и губы, а после прочтения отвечают на сформулированные учителем перед чтением вопросы к тексту. Во время чтения поторапливаю детей: «Быстрей, быстрей, еще быстрей», добавляю при этом: «Читать нужно все». Провожу такое упражнение перед чтением вслух каждого текста. Перед чтением подготавливаю класс психологически, даю команды: «Приготовиться! Внимание! Начали!»

12.   Чтение со счетом слов (строчек) заключается в том, что учащиеся на максимальной скорости, считая про себя слова (строчки) текста одновременно должны уяснить и его содержание, а после окончания подсчета числа слов (строк) должны назвать это число и ответить на вопросы, поставленные  к тексту перед чтением. Цель: загрузить уши учащихся посторонней работой – счетом слов. В этом случае дети лишены возможности произносить текст про себя.

13.  В целях обучения вертикальному чтению использую упражнение «разведка». Оно заключается в том, что дети на максимальной для них скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы, поставленные учителем перед чтением. Таким образом, учащиеся учатся не только вертикальному чтению, но и умению ориентироваться в тексте, находить главное.

14. Упражнение «Финиш». Читаем так же, как при чтении «спринт», только читаем до указанного слова или предложения.

15. Чтение с речевыми помехами. Ученик читает про себя, одновременно напевая песенку.

16. Чтение с простукиванием ритма. Простукивая по столу карандашом заранее выученный ритм, ученик должен читать глазами незнакомый текст, а после прочтения ответить на вопросы по содержанию.

17. Чтение со звуковыми помехами (при звучании музыки).

18.  «Инструкция». Последовательность заданий, которая предлагается детям, записана на доске. Дети делают все молча.

1) Прочитай загадку

2) Подойди к учителю и на ухо скажи отгадку.

Это упражнение способствует поддержанию интереса к уроку, позволяет увеличить текстовый материал для тренировки чтения.

19. «Кто быстрее». На полу рассыпаны статьи. Их в три раза больше, чем детей. Требуется найти в статьях данное предложение. По команде «Начали!» каждый ученик берет статью и «скользит» по тексту глазами в поисках данного предложения. Упражнение помогает в работе по расширению фиксационного поля, содержит игровой момент.

20. Скачкообразное чтение «Кенгуру». Под счет 1, 2, 3 фиксируем взгляд на начале, середине и конце строки. Читаем таким образом абзац. Что запомнили? Чтение вслух. Используется для расширения зоны восприятия на начальном этапе, затем тренируем учащихся на счет 1, 2, фиксируя в начале и конце строки.

21. Вертикально-слаломное чтение «Слалом». В течение20 секунд, перемещая взгляд вертикально-слаломно, пытайтесь найти существенную информацию.

22. Чтение отрывка с поочередным произношением слов нормально и наоборот. Наряду с развитием интереса к процессу чтения, это упражнение способствует развитию речедвигательной системы, направленное на быстрое восприятие текста и развивает распределение внимания.

23.  Чтение отрывка в перевернутом виде («Путешествие по перевернутому миру») Страница учебника переворачивается на 180 градусов (вверх ногами). Это упражнение вместе с навыками чтения направлено на развитие языковой интуиции.

24. Чтение отрывка через слово. Это развивает глазодвигательную активность ребенка, устойчивость внимания.

25. Чтение отрывка с повторным произношением некоторых слов. Условия прочтения специально оговариваются: каждое второе, каждое третье, подчеркнутые слова (обычно несущие смысловую нагрузку) и т. д. С помощью этого упражнения развиваются все перечисленные выше интеллектуальные качества.

26. Чтение по методике Кушнира.

27. Четко воспринимается только тот текст, который находится в зоне ясного видения. Но боковое зрение забегает вперед, готовя для ясного видения следующую часть текста.

Поймав взглядом контуры следующего слова, на основе смысла прочитанного, ученик может догадаться, какое слово будет следующим. Это предвидение следующего слова (у опытного читателя) или буквы, слога (у начинающего) называется антиципацией, или смысловой догадкой.

Упражнения для формирования навыков выразительного чтения

1.Выделение голосом то одного, то другого слова в предложении.

2.«на одном дыхании». Сделать глубокий вдох, прочитать предложение от начала до конца.

3.Выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений.

4.Чтение одного предложения с разной интонацией.

5.Разметка текста: паузы, логическое ударение, усиление или ослабление голоса.

6.Чтение-пение. Выбирается мотив знакомой песни и пропевается текст стихотворения или  небольшого рассказа.

7.Словарь настроений. Прочитать текст, выбрать из словаря «подходящее настроение», прочитать еще раз, пытаясь передать это настроение.

8.Чтение с настроением. Один ученик читает текст, другие должны угадать его настроение.

9.«Голоса». Чтение текста, подражая чьему-либо голосу (старушки, ребенка, слона и др.)

10.«Замена». Чтение с изменением голоса героя (слова кошки голосом мышки).

11.Чтение по ролям.

12.Чтение по ролям без слов автора.

13.Инсценирование.

14.Дикторское чтение. Текст делится на части, каждый «диктор» готовится заранее, чтобы показать образец чтения. Учитель занимается с каждым «диктором».

15.Конкурс чтецов. Учащиеся готовятся самостоятельно.

Упражнения для понимания смысла текста.

1 Словарная работа. Чтение слов и объяснение их лексического значения.

2. Озаглавливание текста.

3. Деление текста на части. Составление плана.

4. Определение темы текста, главной мысли.

5. Определение типа текста.

6. Подбор иллюстрации к тексту.

7. По иллюстрации определить содержание текста.

8. Составление диафильма. Текст делится на части и распределяется между детьми. Ученик читает свой отрывок, выполняет к нему рисунок и делает короткую подпись. Все рисунки скрепляются друг с другом и используются для краткого пересказа.

9. Выборочное чтение. Найди в тексте описание героя, природы и др.

10. Работа по вопросам учителя, учебника или ученика.

11. «Пропущенное слово». Учитель читает текст и пропускает одно слово. Дети должны вставить слово, подходящее по смыслу.

12. Восстановление логической последовательности текста. Статьи из журналов, газет разрезаются на части, перемешиваются и даются ученику в конверте.

13. Восстановление текста. Небольшой текст пишется крупными буквами на листочке, разрезается на мелкие кусочки. Бригада из 2-3 человек восстанавливают текст. Задание можно усложнить, если в конверт положить кусочки из других текстов или смешать несколько статей.

14. Распространение предложений. В 1-2 классах по вопросам учителя, в 3-4 – самостоятельно.

15. Фантограммы. Различные фантазии при работе с текстом:

а) в хорошо знакомом тексте изменяется одно условие (герой, время года, место действия и др.) Ученики фантазируют, как изменится содержание;

б)  придумать продолжение рассказа;

в) всем ученикам раздаются листы, на которых написаны 2-3 фразы (одни и те же). Это начало рассказа. Дальше каждый продолжает по-своему. Затем рассказы зачитываются и определяются лучшие.

16.  Составление кроссвордов по тексту.

17.  Мини-сочинения с целью анализа характера или поступка героя.

18.  Подбор загадок к словам из текста.

19. Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста.

20. Составление ребусов к словам из текста.

   По данной теме собрано большое количество игр, которые провожу в классе и рекомендовала родителям для занятий дома. Кроме упражнений и игр совместно с родителями провожу литературные викторины, конкурсы, праздники, литературные игры. Комплексная работа помогает значительно улучшить процесс обучения чтению, повысить интерес к нему учащихся.

         В 1 и 2 классах работаю в основном над технической стороной чтения, а в 3 и 4 классах больше времени уделяю смысловой стороне (выразительному чтению и пониманию прочитанного).

Список литературы

1. Васильева М.С., Оморокова М. И., Светловская Н.Н. Актуальные проблемы обучения чтению в начальных классах. – М., Педагогика, 1997, Гл.5 « Проблемы педагогической организации самостоятельного детского чтения»

2. Зайдман И. Н. Развитие речи и психолого-педагогичекая коррекция младших школьников.// Начальная школа. – 2003. - №6 – с. 5-14.

3.Никитина Л.В. Повышение эффективности уроков чтения путем организации групповой работы. // Начальная школа. – 2001. - №5. – с99 101.

4.Рудченко Л.И. Коррекционно-развивающие занятия – Волгоград: Учитель, 2007.

Категория: Мои статьи | Добавил: svetlana (12.01.2017)
Просмотров: 389 | Теги: научть читать, выразительно, правильно | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Электронный журнал
  • proШколу.ru
  • Инфоурок
  • Мультиурок
  • Министерство образования Нижегородской области
  • НИРО
  • Учи.ру

  • haritonova svetlana © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz